Фея

Катя, не сдавайся!

Это что-то вроде открытого письма.

Ярослава Кузнецова на своей странице "Рисование для мастеров-хендмейдеров" https://vk.com/amarga

вспомнила историю, связанную с одной из ее бывших учениц, когда человек хотел заниматься делом,

которое приносило ему радость, хотел продавать плоды своих трудов, но получил по мозгам от близких

людей за то, что занялся всякой фигней вместо того, чтобы...

Это история очень характерна.
Каждый, кто занимается творчеством, сталкивается с давлением, сильным давлением - и в первую очередь

со стороны близких, то есть людей, мнение которых для нас важно, людей, которые способны причинить боль

несоизмеримо большую, чем посторонний человек.
Увы, но это так.
Любое творчество - это поход в неведомые земли с непредсказуемым результатом. Оно приносит ни с чем

не сравнимое удовольствие, но требует времени (много!), места, сил, ресурсов и соответствующего

настроения. И итогом его - совершенно реально, если заиграешься в высокое творчество - может стать

голодная смерть в холодной каморке в то время, как мир будет восхищенно ахать над твоим шедевром.

А родственники ведь давно предупреждали: был бы приличным человеком, ходил бы на работу с 8.00 до

17.00, имел бы отпуск, соц.гарантии, пенсию, уважаемым гражданином бы был - ну и малевал бы потом свою

странную мазню, стишки бы пописывал, романчики клепал для Прозы.ру, кто ж тебе не дает, старичок ты

наш, фантазер, мы же все понимаем, всякому творчеству - почет и уважение. Глядишь, и на памперсы себе

бы заработал, все прибавка к пенсии.
Так что за каждый вышеперечисленный пункт придется биться. Особенно- за время: это, увы,

невосполнимый ресурс.
Стоит ли?
Каждый решает сам. С моей точки зрения - стоит. Эти вложения - какими бы незначительными со стороны

не казались их результаты - для самого творца оборачиваются огромной отдачей. Когда ты работаешь не на

дядю, а на себя - результаты твоей работы терпеливо тебя ждут столько, сколько надо, и тебе радуются.

Приходит время, ты возвращаешься к ним - и думаешь, чорт! круто же! "АйдаПушкин" - и можно

идти дальше, ты же на своей территории, ты тут царь и бог. Сюда рисуем листок, тут пришиваем оборочку,

здесь дописываем боевую сцену.:)
Но - опять же с моей точки зрения - территория творчества должна быть закрыта. Результаты - пожалуйста,

но нельзя, чтобы кто-то вторгался в твое время и в твое настроение, забирал твои силы. С помощью этих

вещей ты творишь, их надо беречь особенно тщательно. Существует мнение, что творческий процесс,

которому присуща сильная концентрация, очень схож с медитативным трансом. В это время человек

сконцентрирован на своем деле - и очень беззащитен. А когда у него получилось, когда он чувствует радость

- хочется же тут же поделиться ею с близкими, чтобы всем стало хорошо, чтобы мир, сказка, звезды на небе

огромные. И вот тут наступает классическое: "ах, он цветочки малюет, пока мы тут в грязи хлещемся - нна!

получи, фашист, гранату! всем плохо, жизньболь - будешь как все". Ну и сидит человек, в лепешку

расплющенный, в руках охапка поникших цветочков, ничего уже не надо, пошли вы все. Если внутри

творческий потенциал большой, больше нанесенного удара, он сумеет восстановиться, подняться, слезы и

сопли высморкать, унести в укромное место то, что удалось спасти, броню попытается нарастить, сделает

выводы, в общем - но если хребет переломают, то увы... Потрепыхается и, возможно, не найдя внутренней

опоры, начнет мстить за сломанные цветочки тем, до кого дотянется. Такие войны затягивают, только победителей в них нет.
А внутренний потенциал должен быть большим, потому что это только первый этап.
Потом человек обязательно будет сталкиваться с принижением, обесцениванием результатов своего труда. И

будте уверены - громче всех уверять, что "ничего особенного" - будут те, кто не в состоянии даже близко что-

то подобное сделать.
Но даже если и этот этап пройден - не за горами следующий.
Успех влечет за собой попытку выжать из человека следующую копию случившегося успеха, желательно, в

максимально короткие сроки. Твой подарок от чистого сердца волшебным образом превратят в дань, в твою

обязанность (приблизительно те же люди, которые "ничего особенного") - "Ну ты же художник, тебе раз

плюнуть, это мы, люди простые, без талантов, и вообще, какие деньги, гражданин, настоящий художник - он творит на

радость людям, безвоздмездно, вот помните, граф Толстой, дайбогпамяти, Антон Николаевич, так делал, ну тот, который "Му-му" про корову, старушку убил топором и анекдотиков про Ржевского насочинял? Во-о-о-от! А сам граф! И не жмотился, все для людей. И МарьИванна, менеджер из

соседнего отдела - в свободное время она пишет захватывающие книги про Космос, Духовность и Смысл

Жизни, и с радостью делится ими со всеми желающими (каких только может догнать), вот Настоящий

Подвижник, вот подвиг во имя Культуры, а не ваша, извиняюсь, мазня, замешанная на одной только

бессовестной жажде наживы".
И опять же - все эти эксерсисы жрут время и настроение. И приводят только к одному - то, что могло быть создано, не создается. И не дай бог как-то отреагировать на эту Му-му, которой вас тыкают, - тут же понесутся вешние воды, все забурлит, вскипит и вспенится. Нервов много, иллюзия бурной деятельности - налицо, конечные результаты -нулевые.
А что делать человеку, который хочет рисовать цветочки?
Я думаю, как-то так свою жизнь построить, шаг за шагом, постепенно, вдумчиво - чтобы было место и время как для творчества, так и для семьи, для внешнего мира, для всего, что он считает ДЛЯ СЕБЯ важным. И кроме самого человека никто эти территории не освоит, потому что ему придется работать с тем, что его окружает в данный момент, работать теми ресурсами, которые он имеет в данный момент, здесь и сейчас. Рисовать по цветочку в день, пряча их ото всех, пока время не пришло. Собирать силы, выстраивать каналы сбыта, учиться тому, что не получается у тех, у кого получается. Смотреть во все глаза по сторонам, видеть прекрасное, радоваться, аккумулировать эту радость в себе, отдавать ее обратно миру, именно она - величайшая ценность, то, чем надо делиться. В себя верить, даже когда особо-то не верится. Все равно верить! Одного нельзя - сдаваться. Дорогу осилит идущий, как-то так.

С уважением,
Галанина Юлия.
Все абсолютно так. За одним исключением - творческий человек не станет мстить близким за сломанные цветочки. Он просто перестанет рисовать - на то они и близкие, что добиваются своего.
Это зависит от того, насколько качественно цветочки ломали. Если очень - еще как будет. Причем скорее даже не близким, а всем, до кого дотянется - особенно посторонним и непричастным.
И здесь мы опять возвращаемся к размеру творческого потенциала. Когда я написала первую свою повесть, мне несколько дней казалось, что я не хожу, а летаю, физически - настолько было классно. Когда её обнаружила мама, она пришла в дикий ужас, была шокирована, запретила мне даже пытаться это куда-то предлагать под нашей благородной фамилией.:) Pas de probleme. Придумала псевдоним, все равно никуда не взяли.:) Фентези-романа моего о приключениях Пушистой Сестрички "От десятой Луны до четвёртой", который потом превратился в "Драконьи хроники" - она стыдилась, считала, что это какая-то фигня несерьезная, в то время, как Лев Толстой....:) - а его очень любят, буквально вот пришло письмо с вопросом, когда же продолжение. Даже самый близкий человек не в силах запретить нам что-то делать - мы сами внутри себя этот запрет устанавливаем. Конфликты могут надолго отбить всякое желание что-то делать, и нет ничего зазорного в том, что человек взял тайм-аут, рисовать перестал. Главное, чтобы он для себя понял: он всегда сможет вернутся и продолжить, и никто ему не указ.
Вот всё верно, надо работать с теми ресурсами, какие есть. Выкраивать крохи между работой, семьёй, садом-огородом, болезнями. Учиться держать удар. Делать своё - как умеешь, сколько можешь.
Потому что лучше так, чем совсем никак.
И сдаваться нельзя, да. Ни за что:)
Ну, или искать других, новых близких, которые разделят и поддержат.
А мамы да; любимая цитата из моей: "сидят за компьютерами, говорят, что работают".
По-моему, исчерпывающе:)

Edited at 2018-03-13 06:31 pm (UTC)