Фея

Стефани Майер Сумерки

"Все побежали и я побежал" (с):)
Сижу, читаю "Сумерки".:) Получилось так, что кризис недвусмысленно почувствовался на складах книготорговой группы - чего не попрошу у пиратского папы принести, того нет. Попросила тут "Окуджаву" Быкова, знаю, что есть в Иркутске, не в Продалите, но есть. Приходит пиратский папа с дивной вестью: компьютер складской говорит, что нет такого писателя, как Быков. ?!! 8-0 Да, вообще-то, говорю, их несколько, Быковых-то, а уж Дмитрий Быков у нас самый, пожалуй, известный серьезный писатель,(в смысле не детективщик, не фантаст), он даже к Путину на чай не пошел. И ты же сам мне приносил его "Пастернака". Ничего не знаю - уперся пиратский папа, компьютер - это тебе техника. Ладно, думаю, надо просить то, что точно есть. Попрошу "Сумерки" - во френд-ленте нешуточное идет обсуждение и книг Майер, и проекций, надо, хотя бы, в курсе быть. А надо сказать, что к вампирам я совершенно равнодушна, ну не трогает меня эта тема. Разве что сразу на память приходит дивное сочетание "вампырь", которое произвели Олди, скрестив вамира и упыря.:)
И вот чего я вычитала.
Лишний раз подтвердилась догадка, что вот так, с бухты барахты, не бывает супербестселлеров с миллионными тиражами, только волею случая и пиара вознесенных до небес. История должна цеплять людей, находить у них отклик. И "Сумерки" меня зацепили, я прочитала с большим удовольствием. Это очень грамотно, причем, видимо, интуитивно грамотно выстроенная история, если СМИ нам не врут. (А они, правда, всегда врут:) )
Одна девочка, то есть девушка, переезжает из южного, семимиллионного города в северное слякотное захолустье. Мне жаль, что я не улавливаю тех тонкостей, которые без слов понятны американским жителям, но вот этот вот контраст уже чувствуется. То было солнце круглый год, а нужно поменять его на серое небо, дождь и слякоть. Потому что там, в том городишке, живет отец. А у мамы новый, молодой муж. И девушка не хочет мешать маминому счастью. Внутреннее она очень взрослая - это чувствуется с первых страниц книги. Я долго не могла понять, это свойство вообще американского подростка или это конкретно Белла такая. Потом, ближе к окончанию, решила, что Белла - раз они с матерью с восьмилетнего возраста Беллы находятся в отношениях не мать-дочь, а подружки. Белла весьма цельна - ей не скучно одной, она привыкла решать свои проблемы сама, начиная от покупки машины и заканчивая приготовлением еды. Она достаточно замкнута и погружена в себя, это вполне обычное свойство девицы, которая много читает, но имеет мало подруг своего возраста.
Нам ее проблемы вполне понятны и мы вместе с Беллой переезжаем на новое место жительства, и вполне ей сочувствуем, зная, что впереди новая школа, новые люди, век бы их не видеть, все другое, и солнца нет, и мамы нет. И неуверенность, и страх, и тоска, а надо как-то обживать новое место.
И вот Белла поселяется в Форксе, который с детства ненавидит. Об этом все знают, и мама, и папа. А ведь это очень яркая черточка ее характера, штрихом намеченная в самом начале, но которая потом в критический момент проступит куда ярче: ради мамы она готова уехать в нелюбимое место. Без особых трагедий, деловито, только по ночам плача в подушку по солнечной Аризоне. И когда в конце книги Белла, ради того, чтобы мама осталась жива, добровольно пойдет в лапы к вампиру-ищейке, мы будем с ней, мы ей верим, верим в ее поступок, и поэтому искренне за нее волнуемся.
Белла вживается в новый мир, старательно сохраняя дистанцию. Она не идет на сближение с одноклассниками, но к ее удивлению, у нее появляются подруги и масса поклонников.
Это может удивить и дотошных критиков - вот мол, с какого это перепуга у ничем не примечательной девицы вдруг все в таком шоколаде, классическая Мери Сью.
А я, как человек родившийся, выросший и проживший большую часть жизни в поселке с населением от силы десять тысяч человек, здесь никакого противоречия не вижу.:) Это Белле кажется, что она никакая.
Но что получается с точки зрения жителей маленького городка? Беда таких поселений, что у нас, что в Америке - все всех знают, как облупленных. Поколениями. Вы не представляете, какой это кошмар - когда жизнь катится по одному и тому же кругу, ты знаешь, кто как поступит, что скажет, чего предпочтет. Это тоска зеленая. Все жуют сплетни, самые интересные, конечно, кто с кем спит, кто кого бросил, и били ли при этом посуду.
И городок в курсе, что восемнадцать лет назад жена нынешнего шефа полиции, думаю, очень интересного по местным меркам мужчины, (еще бы, шефы полиции на дороге не валяются) сбежала от него на юг прямо из двухэтажного коттеджа, который он для нее купил. А он после этого так и не женился, живет один, до сих пор ее забыть не может. И тут к нему приезжает дочка этой самой роковой, непонятной, женщины. Южанка. Городская штучка, не чета нам, деревенским. Да еще и по школьной программе опережает свой класс.

Это автоматически создает в глазах местных парней романтический образ Беллы. Тем более, что она держит людей на расстоянии, соответственно, образ не рушится, можно воображать себе все, что угодно. Она загадочна и интересна - как Бекки Тетчер, которая приехала в захолустный Санкт-Петербург, чтобы разбить сердце Тома Сойера:).
Как всякая новенькая, Белла становится катализатором - нужно, чтобы появился свежий человек и вокруг него закрутились новые отношения, новые события. Кого-то она притягивает, кого-то отталкивает, а ее саму, как классический катализатор, это особо не колышет. Она в своем мире. Она окружающий лес видит и описывает ярче, чем окружающих людей.
Действие развивается неторопливо - но это позволяет нам окунутся в мир Форкса. И мы, девушки, легко можем представить себя на месте Беллы, вот мы пришли в класс, вот сидим в кафе. Тем более, наверное, для Америки все эти описания до боли знакомы.
И тут появляется интрига - есть в городке семейство, которое на отшибе. С самого начала ясно, что это аристократы, ну все у них по высшему разряду. Они красивы, они бесподобно двигаются, у них стильная одежда, у них вызывающе роскошные машины, в то время как добропорядочные граждане ездят на чем придется и вообще, не могут себе позволить тратить на бензин столько, сколько хочется. А эти ни с кем не сближаются, они сами по себе.
Они притягательны и отталкивающи - это классический интригующий коктейль.
С ними до смерти хочется дружить, общаться, но как? Они же безупречны, а ты нет. А хочется. А они такие высокомерные. Гады. Всех презирают. И даже посплетничать о них нельзя - ничего не известно, кроме того, что любят выезжать в горные районы и там отдыхать, снобы заносчивые! Нормальным ведь людям и пикничка за городом вполне хватает.
И тут судьба сводит красавца и новенькую за одной партой.
И вместо ледяной стены высокомерия вдруг - ненависть в глазах красавца. ЗА ЧТО?!
И пошло-поехало, лед тронулся, господа присяжные заседатели.
Мы, девочки, любим про любовь.
А здесь даже не про любовь, - "она его за муки полюбила, а он ее за состраданье к ним", здесь круче - здесь СТРАСТЬ! Которая вопреки, которая против всех законов логики. Которая наша потаенная мечта и за подробное разворачивание перед нами этой мечты мы простим все огрехи, все корявости. В жизни-то, мы знаем, шиш подобного дождешься, но в книжке, в книжке-то можно! "Под пиджаком из тонкой бежевой кожи была шерстяная водолазка цвета слоновой кости, обтягивающая мускулистую грудь." стр. 154.:) Пусть только будет правдоподобно, чтобы мы поверили в эту страсть.
И мы верим - Эдварда сводит с ума запах Беллы, да плюс к этому она для него загадка, он не может мысли ее читать.
А запахи - это серьезно, стоим мы как-то с подругой (в студенчестве дело было) около булочной на бульваре Постышева и о чем-то трещим. Мимо проходит человек, наодеколоненный чем-то, и вдруг она замирает на полуслове, как-то так тянется ему вслед, а спохватывается, потом говорит "Как вкусно пахнет мужчиной".:) Я говорю ей: то разговор двух людоедок напоминает "как вкусно пахнет мужчиной, дорогая, как вы его готовите?"-"с базиликом и перцем".
И вот когда мы узнаем, что Эдварда сводит с ума запах Беллы - о, мы понимаем, что он наш! Вместе с Беллой нам можно любить этого красавца, этого безупречного бога, не опасаясь, что мы невзрачные, худые, толстые, конопатые, любые. Он любит Беллу до умопомрачения не за это, а значит и меня он любит не за это, потому что когда я читаю книжку, Белла это я! И это очень приятно, что меня так любят.:) И вот теперь ему, этому надменному аристократу в бежевой коже, можно быть самым красивым парнем на деревне, потому что его у меня не уведут, шиш им всем, они так вкусно не пахнут.
И вдвойне приятно нам, конкретно девушкам не первой молодости, обожать Эдварда страстью семнадцатилетней девочки, искренней, безоглядной, всепоглощающей, еще не побившейся о быт, о время...
И насладится этими ощущениями, перемноженными с воспоминаниями, Майер тоже позволяет в полной мере, разворачивая действие то так, то эдак, подробно расписывая ощущения героев: "Когда в комнате стало темно, я вдруг отчетливо осознала, что Эдвард сидит всего в нескольких сантиметрах от меня. По телу словно прошел электрический разряд, и мне страшно захотелось коснуться его прекрасного лица. Всего раз, а в темноте никто не увидит... Я судорожно скрестила руки на груди и сжала кулаки. Я просто схожу с ума" (стр.197) Как же, как же, школа, уроки физики, помним-помним:)))
Если же спуститься с небес на землю и начать раскладывать героев по полочкам, то получается вот что:
Вообще-то умные люди давно вывели формулу идеального героя и даже бескорыстно выложили ее в сеть:http://kinshik.livejournal.com/136094.html
ТАм написано, что у героя должны быть Тайна, Недостаток, Сокровище и Цель.
И Белла, и Эдвард этим джентельменским набором обладают.
Тайна Беллы - она новенькая в городке, она загадка для Эдварда. Ее Недостаток - она притягивает неприятности, она неуклюжа и танцует отвратительно, несмотря на то, что посещала балетную студию.
Ее Сокровище - чарующий запах. Её цель - быть с Эдвардом, не причиняя при этом несчастий родным и близким, наверное так.
С Эдвардом сложнее. Его Тайна - он вампир.:) Его Сокровище - он сопротивляющийся своим наклонностям вампир. А вот какой у него Недостаток? Полюбив, по сути, свою еду, он стал очень уязвим. Он навлек на девушку смертельную опасность. Он и сам поначалу понять не может до чего у него в решаюший момент дойдет, то ли э-э-э... скажем деликатно "заключит в объятия и покроет поцелуями", то ли не выдержит и съест.%-) Классический конфликт.:) Его Цель - как-то уберечь Беллу от тех неприятностей, которые на нее обрушит его страсть. Узел - что надо. Чувства искрят.
И вот тут очень интересный момент возникает - почему вампиры у Майер получились живые, никаких тебе гробов и истлевших склепов. Потому что там это не вампиры в классическом понимании, а звери, хищники. Это тоже очень притягательный образ, любой мачо маскируется под хищника.:) А хищник не бывает мертвым, он живее всех живых, потому что он всех ест.
И семья Калленов там подчеркнуто благородна и аристократична, одни бежевые тона в интерьере чего стоят, пушистые палевые ковры и панорамные окна:))) И они принимают Золушку в королевскую семью, как родную. И мы за это тоже их любим.
И тут появляются ОНИ.
И любовный роман превращается в триллер. Облагороженное зло сталкивается со злом натуральным. Которое не понимает, почему пища гуляет тут как ни в чем не бывало.
Плюс двое альфа-самцов, сильных, опасных, привлекательных, сталкиваются не на жизнь, а на смерть. (Ради нас, ради нас!!! О-о-о-, хоть в книжке почувствовать, что мужчины ради тебя, обычной серой мышки, готовы поубивать друг друга...:))) ) Плюс мотив мести - а месть это мощный двигатель, опять же, цитирую Дядю Сашу:
4) Месть. В жизни люди мстят довольно редко. В кино месть – весьма достойная героя цель. Множество детективных интриг держатся на внезапно возникшем из прошлого мстителе.
http://kinshik.livejournal.com/137215.html
И тут эта классическая компонента встроена мастерски. Дальше уже не анализируешь, дальше волосы на голове от ужаса шевелятся, когда Белла прячется в гостинице, и тут звонит телефон, и хочется сунуть голову в книжку и заорать ей в ухо "Дура!!! Ты чо, Терминатора не смотрела, в натуре, блин?! Это не твоя мать, это маньяк!!!", а потом скрючиться от немыслимой боли в сломанной ноге и порезов разбитым стеклом и ждать, ждать, когда его губы прикоснутся к твоей шее и все равно, отсосет ли он яд или выпьет тебя до донышка, и то, и то эротично до невозможности, и знать, что все будет хорошо, как и полагается в сказке, потому что еще три книжки есть, так что это точно не конец, на то в издательствах отдел продаж и сидит.

Постскриптум.
Возможно, я еще потому приняла книжку, что неожиданно протянулась еще одна ниточка, соединившая мир Сумерек и мою жизнь.:) Дело в том, что, извините за интимные подробности, двадцать лет назад обнаженный пиратский папа был похож на мраморную статую греческого бога. Ну вот так повезло с папой, мамой, Астраханью, витаминами и черной икрой в детстве, которой в тех местах выкармливали малышей, хорошая, высокая, гармоничная фигура получилась. Сейчас он заматерел с возрастом и стал похож на римскую статую - там уже мужи покрепче:) Для наших мест это было не совсем характерно - у нас народ в массе более мелкий, не такой холеный. Я на него, бывало, долго смотрела, когда он спал - ну похож на греческого бога, вот хоть ты тресни, странно так.
И вот я читаю книжку: "Но он ждал прямо за кабинетом испанского и был как никогда похож на греческую статую". (стр.185)
Ежу понятно, что на обложке Эдварда изобразили совершенно неверно, он же совсем не такой!!!:))))
пошла порыдаю... меня все подружки в голос на коленях умоляют прочитать и встурить в секту восторженных.... а тут такая рецензия! и читать не надо!
вступайте в нашу секту рыдающих от рецензий!!!:))))