Галанина Юлия (yulgal) wrote,
Галанина Юлия
yulgal

Про мастер-классы

Это был восьмой год нашего переезда в район, приравненный к Крайнему северу.
Декабрьский номер газеты "Книжное обозрение" 2001 года я получила в январе, после праздников. И наткнулась там на маленькое объявление, что принимаются работы на мастер-классы, которые будут проходить на Росконе-2002. Фантастическом конвенте, проводимом в Подмосковье. День, когда я обнаружила газету в ящике, был последним днём отправки работ. А дела в ту пору складывались фигово. На тот момент было написано пять романов. Трилогия про аквитанских девиц, принятая в 1998 году Олмой вышла в 2000 году под псевдонимом Жюли Галан, "Миледи" и "От десятой луны до четвертой" болтались там же на рассмотрении и судьба их была совершенно не ясна.
Единственное чувство, возникшее у меня при чтении заметки, была лютая злоба: где-то люди собираются на какие-то мастер-классы, а сижу в промороженном насквозь Таксимо, никому со своими рОманами не нужная, и писать не умею, потому что ясно даже ребенку: ежели бы умела, то книжки бы покупали нарасхват и издательство охотно бы брало у меня новые вещи и не болтались бы они там по нескольку лет. А я даже газету вовремя получить не могу, потому что почтальону перед Новым Годом не до почты, праздник же на носу. Что это за зверь такой - конвент - я понятия не имела. Но, опять же, из чтения газеты "Книжное обозрение" складывалось впечатление, что фантасты объединены в весьма закрытое сообщество, и чужих (мягко сказать) совершенно не приветствуют. (Разумеется, соваться со своими творениями на их мастер-классы дохлый номер, там и без меня от гениев не протолкнуться. И совершенно справедливо: если у меня берут книжки только в серию "сентиментальный роман", ниже которого, пожалуй, и придумать-то категорию сложно, то ведь это неспроста. И сама ведь знаю, что там не дотянула, здесь источников не хватило, тут не доработала, хоть и очень старалась. И делать мне там нечего. )
Но вот чтобы самой себе доказать: я тоже есть! Я живая! - выдрала подходящий по объему кусок из фэнтези-романа "От десятой луны до четвертой" и отправила за несколько часов до окончания приема работ. В анкете надо было указать, как сейчас помню, "на чей мастер-класс Вы хотите попасть: Александра Громова, Сергея Лукьяненко, Генри Лайон Олди?" Это воспринималось как особо утонченное издевательство - ты, типа, себе мастера выбираешь, ага. Так они и разбежались тебя брать. Мне было совершенно фиолетово, на чей мастер-класс стремиться, я не знала ни одной фамилии из перечисленных. В Таксимо был один единственный книжный магазинчик, в основном тетрадки и альбомы, с книгами было туговато, собственно говоря, почему я писать-то начала, читать было напрочь нечего. Эту графу я то ли пустой оставила, то ли всех сразу вписала, уже и не помню. Отправила и забыла напрочь.
Когда в конце января в эл.ящик упало письмо "ваша работа принята на мастер-класс Ника Перумова",
я подумала, что это чей-то розыгрыш.
Во-первых, я точно помнила, что когда отрывок отправляла, мастер-классов было три.
Во-вторых, я как раз из тех людей, что не приняли "Кольцо Тьмы", когда оно появилось. Я училась тогда в Иркутске на истфаке и КТ была единственная книга, которую я запулила в стену (причём, не прочитав и половины: есть у меня такая противная привычка - прочесть начало, а потом быстро глянуть финальные страницы, чтобы убедишься точно, что у героя свадьба, торт и гости, можно смело читать. А тут я добралась до момента, где Фолко коротает время при трактире, воспользовалась паузой, нырк в финал, чтобы узнать, как замочили нового Черного Властелина, - и попала как раз туда, где жгут Серебрянные Гавани. А-А-А-А!!! Шок. Вышвырнула книжку и поклялась, что этого Перумова для меня не существует!)
А тут не прошло и десяти лет со дня торжественной клятвы, как я попадаю к именно к нему на мастер-класс. Бурятские боги хохочут по кустам.
Всё-таки поверила и решила ехать.

Семью оповестила - все отнюдь не в восторге. Это ж деньги на дорогу надо где-то искать, на взнос, а в Таксимо зарплаты тогда платили стабильно раз в полгода. За предыдущие полгода уже получено и потрачено. Январь - пустой месяц для поселка. Мама отговаривает:"Может быть, тебя потом ещё куда-нибудь пригласят?" Разумеется, пригласят, непременно... Собирали деньги по всему поселку. Виктор Федорович, сосед напротив, пенсию свою на сберкнижку складывал, копил для внучек, у него картошка с огорода, корова, варенья с лета наготовлены - еда своя есть, и ладно. Пошёл, снял три тысячи, отдал: "Тебе надо". Администрация пять тысяч выделила, Киреевы ещё три тысячи выкроили, вот и взнос, и плацкарт до Москвы.
Посмотрела на работы участников мастер-класса, ничего не поняла. Фантастика, что тут скажешь. А я в ней дуб дубом. Ну всё, думаю, буду там последней, сто пудов. Ничего, посижу в углу, послушаю умных людей. Ругать, наверное, будут. А я всё равно не сдамся и Двадцать Вторую буду защищать. У них там много чего есть почитать, а мне моя Двадцать Вторая и такая нравится. У неё, кроме меня, никого нет.
Через Таксимо два пассажирских поезда ходили, один Тында-Москва, второй Новая Чара-Северобайкальск. Оба проходящие. Если сядешь на тындинский, то там будут свободными только верхние боковые - и пять суток на них ехать мерзко. Но если на местном доехать до Северобайкальска, это ночь пути, то там можно сесть на Северобайкальск-Москва, там мест больше, поскольку поезд формируется на станции. И в Северобайкальске еда на рынке дешевле, в дорогу можно купить лапши и супчиков. И там книжный магазин на магазин похож. И даже Перумов есть. Алмазный меч, деревянный меч, книга вторая. "А где первая?" "А первую купили, берете, девушка, или нет?" "Ну ладно, давайте хоть вторую..."
Читаю АМДМ в поезде и думаю: ну я же тоже, тоже люблю отделять куски текста разбивкой из трех звездочек... В смысле, может и мой текст не совсем безнадежен, раз я вот так же, как и мастер, догадалась звездочками отделять. А то ведь на первом этапе и восьмерки на машинке набивала, и тире-кавычки.
Москва, метро, автобус. В автобусе, который должен отвести в пансионат, сбываются самые худшие оправдания: все явно друг с другом знакомы, говорят о чем-то о своем. Позади ребята свои тексты обсуждают, боже, они четко знают, где у них сильные места, я понятия не имею, где там чего. Фэндом какой-то поминают, господи, а это-то что... Ох, Юля, и не сиделось же тебе дома...
Всех привезли в пансионат, столпотворение у стойки регистрации. А нас просят подождать. Смотрю по сторонам - высокая, ослепительно красивая девушка, рядом с ней парень в сером пальто, озираются так же, как и я. Это свои, надо грести к ним. "Простите, вы на мастер-класс?" "Ага!" И мы жмемся друг к другу, мы уже не одни. Юля приехала на мастер-класс Сергея Лукьяненко, она москвичка, поступила на ин.яз в академию фсб. В ФСБ - потому что там обучение бесплатное, а преподают хорошо. А Зомби из Мурманска, он не на мастер-класс, он просто фэн. Они будут жить во втором корпусе, туда забронировали места большинство мастер-классовцев, а я зарегистрировалась в основном. Уже всех расселили - подхожу к девушкам из оргкомитета, а они говорят:"Вы знаете, вы же поздно зарегистрировались, мест нет, точнее, нет мест в женских номерах, вот мы можем поселить вас на диван в двухкомнатный номер, во второй комнате двое мужчин". "Хорошо!", говорю. Человека, который обитал в студенческом общежитии, совместным проживанием не напугаешь, да и вообще хочется хоть куда-нибудь приткнуться. Волоку сумку к указанному номеру, распахиваю дверь - и с порога, бодро так и радостно, с напором, новому соседу: "Здррррравствуйте, а я с вами жить буду!" Володя С. растерялся и говорит: "Да как же так? Тут же даже дверь в туалет сломана!"
Дверь - это ничего, дверь это пустяки, сказала будем жить - значит будем, вызвала сантехника, он замок наладил. Номер на первом этаже, холодно. Но и это пустяки. Целая комната в моем распоряжении. А завтра мастер-класс. Страшно. А если начнут издеваться над текстом? Смеяться над ним и над автором? Выковыривать всякие погрешности и глумится? Тогда ведь всё - либо утопиться после мастер-класса в унитазе, потому что жить нельзя, либо кидаться к критику и душить за горло, насмерть, чтобы не смел трогать святое. А потом все равно утопиться, потому что жить нельзя.
А все кругом веселятся, у них своя жизнь, своя компания.
Зато парк в пансионате классный, даже с речкой, - мы с Юлей и Зомби гуляем по окрестностям, Зомби нас фотографирует на мой ФЭД, попутно рассказывая, как классно он умеет это делать, и все фотки, в итоге, получаются расплывчатые.
В день мастер-класса главное - собрать сумку. Она тяжеленная, там ведь рукопись. Там вообще много чего, начиная от диктофона и фотоаппарата. В этой сумке, практически, спрятан дом.
А я первая на место проведения пришла! Соответственно, можно беспрепятственно в угол нырнуть. И я на мастер-классе одна женского полу, остальные юноши. Они держатся хорошо, уверенно. Должен скоро появиться САМ. ВЕЛИКИЙ и УЖАСНЫЙ.
Парень какой-то рюкзак кинул и кабель разматывает, розетку ищет. Фотограф, наверное, или кто-то из оргкомитета, номер-то штабной.
Народу прибывает. Парень ноутбук вынул и говорит:"Ну давайте, начнём". Ой, я руководителя мастер-класса не узнала, темнота сибирская!Это же Николай Данилович. А на фотографиях он совсем другой... А он говорит, что ему понравился отрывок из романа "От десятой луны до четвертой". Он что, с ума сошел? Он же должен клацать клыками. Чего-то спрашивает по сюжету - я же все написала, я не умею говорить про написанное! Приходит дяденька в тапочках, оказывается это не дяденька, а Святослав Владимирович Логинов, он включается в обсуждение, вытаскивает на свет божий эпизод с проверкой голубой крови, а-а-а, провалиться мне сквозь землю. Неужели он попал в высылаемый кусок? Караул, как я могла, не помню, ничего не помню. Сердце бухает где-то в ушах.
Время летит, мастер-класс заканчивается. Мастера просят назвать победившую работу. Он говорит, что больше всего ему понравились рассказы Виктора Сеничкина, историка из Санкт-Петербурга, и отрывок из "От десятой луны до четвертой". Представитель оргкомитета уточняет, что диплом выписывают на одну работу, надо определиться. Святослав Владимирович, примостившийся в проеме меж двух комнат, хитро прищурившись, советует "Да дайте девушке!"
Мастер объявляет победителя мастер-класса.
А я просто физически ощущаю, что Ник Перумов, тот самый, которого я никогда-никогда, ни за что-ни за что, взял и надел мне на голову золотую корону...
И потом я полночи сидела в номере и смотрела в окно. За дверью шумел и веселился конвент, а я просто сидела и пялилась в темноту и счастливей ночи у меня в жизни не было, не считая, конечно, рождения детей.
И с этого момента начался совершенно другая история. В ней, конечно, были, есть и будут горести и потери, разочарования и депрессии, но та ночь четко разделила жизнь до и после. Она привела меня к моим читателям. Она подарила мне друзей. И новые книги. И появились силы двигаться дальше.
Выполнили ли свою роль мастер-классы на Росконе, я не знаю, но для меня значение того мастер-класса огромно.


Спустя некоторое время я рассказала Николаю Даниловичу про историю с "Кольцом Тьмы", так что он в курсе.:)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments